понедельник, 16 марта 2009 г.

Расизм и прочие штучки


Начну с того, что в Дании еще 10 лет назад вышел закон о гарантии в течение 10 лет бесплатно ремонтировать дома, которые имеют недоделки. Норвегия на этот счет только очнулась. Увы, брака много. Но не только в строительстве домов.

Основной брак идет в политике.
Роясь в записных книжках еще бергенского периода проживания в Норвегии нахожу. что еще в 1999 году молодой принц и будущий король Норвегии ездил в США изучать опыт и приехал объявил врагом номер 1 Норвегии - расизм, соответственно и задача была поставлена номер 1 - бороться с расизмом. Чуть ли не на следующий день средства массовой информации самой богатой и свободной страны в мире заявили, что положение с расизмом стло немного лучше?!
Увы, то ли король не справляется, то ли еще что то , о чем мы не знаем и никогда не узнаем, но расизм в Норвегии растет со страшными темпами. Вообще, молодой король тут большой романтик и добряга малый, на него приятно смотреть, по-моему он все еще в детстве, хотя старается выглядеть взрослым и даже отрастил для этого благородную бородку "кантиком". Его молодая жена уже принесла ему двух детей, кроме своего от первого брака с каким то неудачником. Его молодая жена, его подруга жизни, его соратница по борьбе с расизмом, выстпает главным организатором дней норвежского писателя Хамсуна, который был в подчинении у Гитлера, который страшно ненавидел саамов и англичан. Ну а мама молодого короля пояснила позицию руководства в отношении расиста Хамсуна очень просто: нужно иметь две мысли в голове, т.е. жыить по принципу и нашим и вашим, жить по двойным стандартам. Вообщем, плохо когда у человека только две мысли в голове, что и говорить. А еще хуже,б когда эти две мысли диаметрально протиоположные.

Отчасти виноват и надвигающийся мировой экономический кризис. Увольняют уже и в в огромных количествах, хотя при этом растет число мигрантов из Швеции, сохраняют свои позиции на низших ступенях общества - азиаты, и те из них, кто имеет свой маленький бизнес. В тревога растет не на пустом месте, не только потому, что о кризисе говорят каждый день средства массовой информации.

Это отражается и на борьбе политических партий. Представитель одной из них - Рабочей партии Норвегии, который ныне премьер-министр Стольтенберг резко выступил против борьбы с хиджабом (паранджа), считая это частным делом мусульманок, т.е. носить им арабскую паранджу или не носить. Все остальные, за исключением немногих принялись яро критиковать Стольтенберга, но он стоит на своем. Но как быть Стольтенбергу - Рабочая партия потеряет электорат, это самая интернациональная партия страны.

За то те, кто не связан с иностранцами категорически против, те кто строит политику на дешевом квасном патриотизме и популизме, кто живет одним днем, кто не понимает процессом мирового плана, против паранджи и против ислама и исламизации, как они говорят норвежского общества.
Не поэтому ли полиция на улицах работает круглосуточно. Теперь, когда выходишь на в город ты видишь ее практически на каждом шагу. То ли все норвежцы воры, убийцы, потенциальные хулиганы и прочее, то ли есть установка на то, чтобы пугать людей . Картина серой повседневности потрясает даже самых твердокаменных норвежцев. Самое интересное, я мало видел, чтобы полиция кого то арестовала, все эти меры носят какой то превентивный характер, характер какой демонстрации и даже каррикатурной театральности.

Странно видеть как бригада полицейских на трех автомобилях перекрывает тротуары, останавливает людей, проверяет документы, как тут же рядом проносятся на достаточно высокой скорости полицейские автомобили с воющей сиреной и мигалками. Я попробовал спросить "потерпевших", а в чем собственно дело, почему их проверяют. Никто не захотел отвечать, все молчаливо пятились от меня, все были в страхе каком-то. Я позвонил в специальный орган призванный контролировать работу местной полиции. Там мне сказали, что они просто не справляются, что они завалены делами с жалобами на деятельность полицейских, если это можно назвать деятельностью.

Впечатление от происходящего на улицах Осло такое, что на каждого полицейского два гражданских и один из них проходили проверку полиции, которое его о чем-то расспрашивает, что то выясняет, не украл ли он чего-нибудь, не хочет ли он поднять восстание, бунт, не думает ли он перевернуть Норвегию и свергнуть короля. Такое впечатление. И так происходит каждый день. Если кто то живет в Норвегии, в Осло, то присмотритесь и вы поймете, что тут нет никакого оговора.

Вообще я хотел бы еще и еще раз подчеркнуть, что задачей рукописи будущей книги о Норвегии состоит не в том, чтобы сказать как тут все плохо. Нет, тут далеко нет все плохо и об этом мы тоже поговорим, задача состоит в том, чтобы показать, что Норвегия ничем не отличается от Туркменистана, от современного Туркменистана, а, возможно и в чем то уступает ему.
Весь вопрос состоит в том, что когда я смотрю на Норвегию изнутри (а живу я тут уже без малого 13 лет), то мне кажется, что Туркменистану не следует торопиться строить вот это самое демократическое общество, общество правовое, общество в котором все свободны и каждый волен выбирать все что его душе угодно и жить более или менее счастливо. Увы, это очень очень далеко не так. С Туркемнистаном все ясно, это молодое независимое государство, которому отроду 15 лет. А у европейской Норвегии, у Норвегии включенной в процессы демократизации огромный опыт и плюс еще столько же лет жизни в демократической независимости, сколько Туркменистан существовал в советское время. Так что все сравнения оказываются в пользу Туркменистана, сравнения исторрические, конечно, а не те, что в повседной жизни. Парадокс в том, что несмотря на эту историческую разницу в развитии двух стран ситуация в Норвегии и Туркменистане почти та же самая, если иметь в виду главное для человека - его права. Моя мысль состоит в том, что надо ориентироваться на опыт Норвгии, как и дргих демократических стран для того чтобы не копировать, а для того чтобы не повторять их ошибок. И тут работать нужно очень много и творчески. Если же просто равняться на современную Норвегию, то уверен, что Туркменистан к демокаратии и правам человека не продвинется даже на 1 см.


Говорю с известным ученым, написавшим уйму книг о Норвегии, изъездившим полмира чехом по национальности, который живет и в Праге, и в Италии, и в Норвегию успевает наведываться.


- Не старайся их критиковать, они страшно не любят когда их критикуют. Если ты не будешь их критиковать, если ты им все время будешь говорить, какие они хорошие, то ты скоро станешь миллионером, таким каким стал я. Мне наплевать, кто они и что они, но я живу в теплой Италии и полностью от них теперь независим, именно потому, что я придерживался живя тут той самой тактики, которую и тебе предлагаю.


Хитрый чех, молодец. А я так не могу. И в тайне ему завидую.
На фото известная норвежская активистка правозащиты Берит Линдерман. Она любит спрашивать меня:
- Шохрат, почему тебя до сих пор не посадили в тюрьму, или не убили, имея в виду, что это должно было произойти в Туркменистане, или в России. Вот, мол, других сажают и убивают, а ты до сих пор жив. Это таким как Линдерман сидящий ныне в лебапской тюрьме Гулгельды Аннаниязов перед добровольным отъездом из Норвегии бросил в лицо: "Лучше умереть в Туркменистане, чем жить в Норвегии". Это произошло в 2008 году.
Только теперь, после того, как мне задан был упомянутый длинный вопрос, я понял, чтот имела в виду Линдерман. Аннаниязов был просто выжат из Норвегии, которая хотела сделать из него - политического лидера - обыкновенного раба. Тоже самое предлагается и мне: или будь рабом Норвегии, или ответь на вопрос, почему тебя до сих пор не посадили. Докажи, что ты не хочешь быть рабом, езжай в свой Туркменистан и пусть тебя там посадят в тюрьму. А нам тут голову не морочь.
Странное дело, Линдерман может изучать Туркмению, или Киригизию, критиковать и то и другое, а вот Иванов и Петров не может делать и то и другое в отношении Норвегии!? Почему современная правозащита поделила мир на какие то географические зоны. Я спрашиваю об этом известного писателя Норвегии. В ответ: спросите в парламенте, а наше дело испоолнять. Ну скажите мне еще и еще раз, чем отличается Норвегия от Туркменистана? Почему нужно заниматься Китаем и Африкой, но нельзя заниматься Туркменистаном, почему нужно заниматься Чечней и Белоруссией, но не Узбекистаном? И вообще, причем тут большая игра и большая политика, если ты правозащитник сердце у тебя дожно болеть за всех, независимо от географических границ и государственных кордонов.
В Норвегии сами норвежцы очень любят задачать иностранцам-беженцам вопрос: "Тривес ду и Норге?". На что вы должны улыбнуться от счастья и сказать, да, да, конечно, я процветаю в Норвегии, я счастлив, я без ума, я просто обалдеваю от счастья и большой вам всем поклон, что вы меня кормите и поите. Решил я проэкспериментировать и не дожидаясь пока меня спросят, сам задать этот вопрос норвежцам.
Ну, вы бы видели как вытягиваются их лица, да как же так, ты меня об этом можешь спрашивать, как ты можешь мне - хозяину задачать такой провокационный вопрос, какое твое собачье дело, процветаю я тут или нет и вообще..... Странная реакция. Не шпион ли ты, не занимаешься ли ты сбором информации о недовольных в Норегии? Ну, а почему бы просто не ответить: да, я тривес, я процветаю в Норвегии, я горжусь Норвегией, и все дела? Нет, куча подозрений - ты не имеешь морального права задавать такой вопрос норвежцу, это государственный вопрос, это не вопрос "Как дела?", ты спрашиваешь о Норвегии, а Норвегия это не твое государство и мы сами разберемся в своих делах. В твоем вопросе содержится провокационный смысл, ты подталкиваешь нас сказать правду о самих себе, ты нажимаешь на нашу больную мозоль.....
Все имеют проблемы, богатые тоже плачут, и почему бы не поинтересоваться, почему они плачут, почему они кончают жизнь самоубийством, почему они уезжают в Испанию и Италию из своей процветающей родины, почему кое кого тут тянет на педофилию, почему они любят таиландок, почему они так сладко вспоминают про русских женщин и ничего не говорят о своих норвежках? И как можно процветать в стране, где выравбатывается 100 трилионов киловатчасов электорэнергии на 4,8 млн. человек населения, а цены за электричество такие же высокие и даже выше, чем в других странах мира.
Как можно процветать в стране, где налог на заработную плату съедает почти треть этой заработной платы, в то время как только один нефтефонд страны держит на своих счетах 2-2,5 триллиона долларов. Что это за рай такой на земле, где люди ездят в соседние страны покупать табак и обыкновенную еду?
Спрашиваю известного физика Норвегии Арне Аугена, Арне, скажи, есть ли в Норвегии кланы? - Да ты что с ума спятил! Какие кланы. Кланы это когда племена.... (мы мол не такие дикие).
- Арне, а сколько должно быть людей в группе, чтобы называть ее племенем? - Задумался, не может найти ответа. Через некоторое время. Ты знаешь у нас тоже есть кланы. апример, я имею клан. Нас много родственников.
- Арне, а ты что-нибудь слышал о том, что Стольтентебрг - это сын бывшего премьер-министра Стольтенберга? - Улыбается. Теперь он понял, очем я его спрашиваю. Но об этом в следующий раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий