воскресенье, 22 февраля 2009 г.

Харольд наполовину румын, похож на грека Зорбу,



характер у него такой же, немного наивный, народный, свободолюбивый. Харольд болеет душой за малые народы
, он думает не только о Норвегии, но и о Польше, о Румынии, о румынских цыганах. Харольд известный фотограф. Всю жизнь занимается своим делом. Он человек правды и искусства.


- Мы должны сделать так, чтобы люди не только смотрели телевизор, но и смотрели на фотографии правды, чтобы потом вступить в конфронтацию с самими собой, - говорит мне Харольд, и он, конечно, прав. Харольд выпустил в 2006 году книгу о цыганах Европы, их около 10-15 млн. человек. Книга начиналась словами о том, что перед читателем самый ненавидимый миром народ. Но книга была полна любви к этому народу, к этим свободных, но бедным людям.


Отношение к цыганам в Норвегии - негативное, как и всюду в мире. Они занимаются тут попрашайничеством. Но по глазам их можно прочесть, что они добрые и светлые люди, поставленные на колени жизнью. В 1970-х годах группа цыган разместилась в центральном городском парке Осло. Все это время за ними неустанно следила полиция. Если цыгане куда-то шли полицейский воронок следовал за ними. Харольд в это время оказался в парке с фотоаппаратом и сделал снимок, другой... , но тут же был схвачен полицией. Его насильно доставили в полицейский участок и потребовали объяснений под угрозой тюрьмы. Пришлось оправдываться и говорить, что снимок о том как полицаи преследуют цыган был сделан им импульсивно. Вообще, еле отделался. С той поры в Норвегии ничего не изменилось. Более того, тут нельзя фотографировать не просто цыган, а даже норвежцев. Сам Харольд до сих пор также не ликвидировал свою правовую неграмотность. Спрашиваю его еще и еще раз как профессионального фотографа:


- И все же, почему нельзя фотографировать в Норвегии?


- Можно - отвечает мой приятель, - но не для публикации (!?).


Другими словами, человек перед публикацией должен спрашивать разрешение другого человека на право публиковать его физиономию где либо (!). Но Харольд тут же осекается, понимая, что тут что то не то и говорит о паранойе, которой поражена норвежская полицая и часть норвежского общества (прежде всего, чиновничьего).


Это и понятно, ведь существует помимо прочего определение свободы совести, что опубликует человек лежит на его совести и только его совесть в праве решать, можно или нельзя, оскорбляет ли при этом он фотографируемого или нет. Запрещать же фотографировать равносильно тому что и запрещать говорить о чем либо кому либо, ведь в ваших словах о ком либо также может быть много неприятного, хотя и правдивого.


Это решает суд и пр. Но право говорить при этом никто не вправе запретить, также как и говорить о ком либо. Вот такие тонкости норвежской полиции непонятны, непонятны они и других людям, они об этом просто не ведают. Представим себе ситуацию, что человек, которого вы сфотографировали пожаловался в полицию, что не давал разрешения на то. Но "на пленке" полиция видит фото этого самого в полный рот улыбающегося человека, улыбающегося вам как фотографу. Так где же правда? Правда на стороне фотографа. Можно допустить ситуацию, когда фотограф фиксирует действия людей в их повседневности, он фотографирует жизнь (магазин, очередь, продавец...) что в этом криминального? Ничего. Должен фотограф спрашивать очередь, группу людей сидящих в уличном кафе на право сниматься? Не, конечно, нет. Нет такого закона, нет такой нравственной нормы.


Тут мы переходим к новой теме. Теме юридической неграмотности западного общества. Мы готовим о нем как о правовом, где люди знают законы и потому законопослушные. Но на самом деле эта законопослушность держится не на знании (как можно знать все законы!), а на страхе полицейского произвола, на том, что людям тут есть чего терять, прежде всего свободное время, чтобы еще и желать объяснятся в полицейском участке. В этой же связи примечательна ситуация с иностранцами, уж они то, на 200 процентов, ни про какие законы тут не знают. А ликвидацией правовой неграмотности тут никто не занимается. Это и понятно.


Помните известное: незнание не освобождает от наказания. Таким образом, все иностранцы тут потенциальные преступники и заключенные, они готовые жертвы полицейского произвола. Говорю это не с чужих слов. За время проживания в Норвегии иностранец проходит всевозможные курсы обучения и ни на одном из них он не получает знаний о Конституции страны и элементарных правах и обязанностях. Вместо этого, его кормят в школах детскими народными норвежскими сказками о троллях и ведьмах, или на худой конец о том, как стать рабом (т.е. официантом, продавцом, строителем, чистильщиком улиц и пр.).


В заключении этой новеллы еще раз напомню, что на этом блоге никто никого не обсуждает и не осуждает. На этом блоге ставится цель показать, что между Норвегией и Туркменистаном нет никакой разницы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий